ЖИВОПИСЬ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПЕРФОМАНСА
"СЕМЬ ПОСЛЕДНИХ СЛОВ СПАСИТЕЛЯ НА КРЕСТЕ"
ЙОЗЕФА ГАЙДНА

PRESS-RELISE

исполнение:
OPUS POSTH под управлением Татьяны Гринденко
живопись: Татьяна Ян
Культурный Центр “ДОМ”

Музыка Гайдна, написанная на слова, произнесенные Христом в час Крестной смерти, стоит на совершенно особом месте не только как явление музыкальной культуры своего времени, но и во всей истории европейской музыки. Она вызвана к жизни заказом архиепископа города Кадикса (Испания) в 1785 году. Это было обращение ко многим ведущим композиторам того времени, но единственным, кто сумел переложить эту тему на музыку был Гайдн, - столь трудна была задача. Более чем за два века исполнения глубокое духовное наполнение музыки постепенно утрачивалось и в наши дни из торжественной мессы превратилось в обычный концерт, звучащий довольно редко.
Процесс выхолащивания смысла, который произошел с этим произведением, есть отражение общих тенденций, свойственных европейской культуре. Человечество все дальше уходит от изначальных, базисных ценностей жизни, упрощая внутреннее содержание, заменяя его внешней формой. И нашему современнику нужно совершать огромное усилие, чтобы пробиться сквозь толщу руин и исторических наслоений к первооснове бытия, к тому, что есть Начало и Конец.
Событие призвано служить возрождению истинного живого звучания, возвращению музыке изначального смысла, заложенного в нее Гайдном. На эту задачу работает, прежде всего, уникальное аутентичное исполнение, переносящее нас в звуковое пространство конца XVIII века. Отличительной чертой действия является особая сценография: музыканты сидят в центре зала в ярком световом потоке, расходящемся сверху конусом, публика располагается вокруг, а замыкает все пространство в кольцо живописный ряд и исполняющий роль естественной преграды, отделяющей происходящее от остального мира и реального времени. В соединении музыки и живописи, которая является своеобразной реминисценцией на лучшие образцы искусства православного мира XI-XVI веков, для присутствующих возникает особое состояние погруженности, эффекта присутствия, на краткий час в пространстве исторического времени создается особое, вневременное, сакральное пространство.
Само сценическое действо стало уникальной культурной акцией, встречей-синтезом европейской и русской духовной традиции, возрождением истинного звучания этого совершенно особого произведения.

ЧАСТЬ I
Интродукция.
ЧАСТЬ II
«Отче, прости им, ибо не ведают, что творят». Лк 23,34
ЧАСТЬ III
«Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Мт 27.44, Лк 23,42-43
ЧАСТЬ IV
«Жено! Се, сын Твой. Се, Матерь твоя». Ин 19,26
ЧАСТЬ V
«Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?». Мт 27,46, Мр 15,36
ЧАСТЬ VI
«Жажду!». Ин 19,28.Мт 27,48. Мр 15,36
ЧАСТЬ VII
«Свершилось!». Ин 19. 28-30
ЧАСТЬ VIII
«Отче, в руце Твои предаю дух Мой». Лк 23.46
ЧАСТЬ IX
Землятресение.

Цикл на мессу Гайдна - 1 Цикл на мессу Гайдна - 2 Цикл на мессу Гайдна - 3 Цикл на мессу Гайдна - 4 Цикл на мессу Гайдна - 5 Цикл на мессу Гайдна - 6 Цикл на мессу Гайдна - 7 Цикл на мессу Гайдна - 8 Цикл на мессу Гайдна - 9 Цикл на мессу Гайдна - 10