НАТАЛИЯ БОРИСОВА

кандидат искусствоведения
- статья для каталога выставки «Неопалимый цвет». 2005

-----

В России история светской живописи начинается лишь с середины XVII века, когда изобразительное искусство, как капризный ребенок, отказалось от всех, недостижимых уже теперь, высот древнерусской традиции иконописи и фрески. Начинается поиск иных средств художественного выражения вечной темы всего искусства - идеи «образа и подобия», идеи обожения человека и очеловечивания природы. И художник Татьяна Ян в своем творчестве проходит свою, особую часть этого пути. 
Она работает так, как будто поставила себе задачей вернуть в культурный обиход и уберечь от забвения, придав им актуальность современного художественного опыта, уцелевшие фрагменты великой традиции восточно-христианского искусства, каждый осколок которой несет в себе смысл целого. Позиция, на которой стоит художник, есть восхищение возвышенной красотой и целомудренное приближение, остановившееся на пороге, которое смотрит в приоткрытую дверь и завидует простым вещам: чаше, рыбам на блюде, плодам, цветам, ставшими свидетелями евангельских событий. Возводя фрагментирование в свой изобразительный прием, в реальности художник расширяет границы зримого. Видимый мир поверхности холста, его живописный ландшафт сливается в ее образах с божественной тканью Бытия, а главной темой становится благодарение.
В основе творчества Татьяны Ян лежит взгляд на искусство как на свидетельство о высшей реальности, воплощенной в реальности зримой. Она сознательно отстраняется от процессов современного состояния культуры, множащей отражения себя самой,словно маской, но выявляет подтверждения, знаки того, что скрыто – метафизической реальности.
Там, за пределами изображения, дышит живой мир, полный земной боли, противоречиво кричащий о своем несовершенстве на фоне изумительной красоты Творения, существование которой поставлено под угрозу развитием современной цивилизации. Здесь, в пространстве искусства (художника) идет сосредоточенная работа по восполнению утрат первоначальной гармонии и освященности Бытия.