арткритик
- статьи к выставкам и каталогу 2004 года
----- |
Творчество Татьяны Ян лежит в традициях фундаментальных культур, художник не скрывает своей обращенности к универсальным ценностям. Эта живопись органично соединяет в себе аскетизм ранних византийских икон, его энергетийную дисциплинарность в русской религиозной символике и естественно перетекает в избыточные формы венецианской школы Ренессанса.
ФРАГМЕНТЫ ВРЕМЕНИ Культура в искусстве Татьяны Ян не скрывает собственных швов, пространственных наложений и метаморфоз времени. Она обладает той многослойной коллажностью, которая создает новую целостность и формирует парадоксы, без которых невозможно движение.
---
Испанская серия Татьяны Ян – это поиски первоисточников культуры, ее органических проявлений и одновременно обнаружение ее новых материков, где властвует дух Пикассо и Сервантеса, Веласкеса и Лорки.
МЕДИТАЦИЯ В КНИГЕ БЫТИЯ Преломлённый хлеб и простая вода – образы, в которых человек осуществляет диалог с Творцом, открывает в живописи Татьяны Ян совершенно иные измерения, создавая определенные оппозиции симуляциям современного искусства. Геометрия иконы, ее структурные принципы, ее «логос» и ее «тексты», ее магическая информационность рассматривается художником через фрагмент, через часть целого, раскрываясь в абсолютной полноте и совершенстве, приближаясь к нему предельно близко, почти физически соприкасаясь. Масштаб ее оптики позволяет наблюдателю превратиться в участника, в свидетеля события, войти в энергитийную зону произведения и раствориться в ней.
---
В натюрмортах Татьяны Ян, как бы полустерто и одновременно отчетливо, как в зазеркалье, проступают величественные контуры Книги, подлинной Книги с большой буквы во всей своей витальности и креативности. Ее знаки и буквы, ее символы и тексты парят в многослойности живописи, впечатываются в поры ее поверхности, где стягиваются к горизонту земные пути, и обнажаются дали разреженных просторов.
ПУТЬ В КАППАДОКИЮ «Отправляясь в дальний путь, из хроник св. Брендано Последний период в пластических мифологиях Татьяны Ян естественно переходит в визуальный апокриф, где все изображение живет внутри фундаментального контекста и выражается живыми цветами. Оно минимизировано как музыка Владимира Мартынова, но в его внутренней драматургии наличествует избыточность и полнота переживания. Содержательная сторона пластического действия композиции скрывается в знаках и символах, в их взаимоотношениях, в переходах от фигурального к орнаментальному. Фрагментированность информационного поля выявляет особую пластическую «оптику» Татьяны Ян, ее сосредоточенность и открытость к общению с горним миром. Пространство художественного видения в этих координатах отсылает к древним картам и текстам, связанным с сакральной географией, закодированной образами сотворенного бытия или плодами, осознанными как духовный опыт. |